Blog
Медиа

Типография будущего или Есть ли жизнь после смерти?

История полиграфии в России

По мнению экспертов, полиграфический рынок России переживал расцвет в конце 90-х и начале 2000-х. Выросли полиграфические мощности — появилось большое количество типографий в дополнение к тем, которые существовали во времена СССР. Увидели свет новые издания, расширился спектр представленных на рынке газет и журналов, и не только отечественных. Для сравнения: на Западе аналогичный процесс шёл в конце 80-х — начале 90-х годов. Российский рынок оставался растущим и высокомаржинальным до середины 2010-х.

За горизонтом 2014-2015 годов совокупное воздействие ряда факторов, основными из которых стали повсеместное распространение интернета и цифровизация полиграфического производства, дало старт процессу перестройки отрасли. Интернет обеспечил лёгкий доступ к онлайн-СМИ, и они для ряда СМИ стали стратегическим направлением развития. Цифровизация полиграфических процессов дала возможность оперативно готовить к печати и публиковать издания разного формата. Кроме того, появилась возможность кастомизации печатных изданий.

В результате в 2022 году общий годовой тираж газет в РФ по сравнению с 2021 годом сократился на 9%, а число газетных изданий в целом сократилось почти на 5,5%. Падали и тиражи журналов. В 2022 году количество номеров снизилось на 3,47%, число журнальных изданий сократилось на 1,6%, до 6200.
Несмотря на тотальное наступление цифровых форматов, печатная продукция остаётся востребованной. Среди ниш, где «цифра» отстаёт, — учебные и дидактические материалы, глянцевые журналы, постеры, календари, буклеты, отраслевые издания. Эксклюзивные СМИ из средства массовой информации превращаются в основном в средства визуализации и невербального общения с целевой аудиторией, презентации бренда, они позволяют упростить для восприятия сложные понятия, аналитические данные и т.д.

Диджитал-СМИ, при всех своих плюсах, не могут обеспечить эффекта физического присутствия. На встречах, конференциях, выставках, в работе корпоративных служб коммуникации печатные СМИ продолжают играть важную роль.
И даже более того: эксперты, как представители полиграфической отрасли, так и издатели, ожидают в 2023 году роста расходов на производство на 15-30%, связывая это с удорожанием логистики, бумаги и ряда полиграфических материалов, используемых в производстве. Если потребность в ярком и отчетливом сообщении «для себя» и «для мира» назрела — рекомендуем уже сейчас обсудить возможность издания своего корпоративного журнала. Или юбилейного буклета.

По информации Российской государственной библиотеки, Российской книжной палаты и отраслевых экспертов. Мы выражаем благодарность всем экспертам, которые высказали своё мнение и поучаствовали в подготовке материала.