Blog
Новости компании SMM

Ура! Ура! Ура! С Днем пиарщика! C праздником нас, ветераны!

28 июля 2003 года должность PR-специалиста появилась в Общероссийском классификаторе профессий по инициативе Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

Однако за 19 лет от профессии в ее привычном понимании не осталось практически ничего. И это произошло по нескольким причинам. Выделил ТОП-5, с которым вы вполне можете согласиться.

1

4 февраля 2004 года был основан сайт Facebook, сегодня – (все еще) крупнейшая социальная сеть в мире, признанная в РФ экстремистской вместе с дочерней соцсетью Instagram. Хотя Facebook зародился как сайт для общения студентов Гарвардского университета, в кратчайшие сроки соцсеть смогла изменить формат коммуникаций человечества в Интернете. Вслед за ним появились знаковые для России Odnoklassniki (26 марта 2006 года), Vkontakte (10 октября 2006 года), Telegram (14 августа 2013 года), TikTok (14 сентября 2015 года; в Россию пришел значительно позже). Если изначально SMM-специалисты были помощниками пиарщиков и зачастую находились у них в подчинении, то сегодня SMM – часть маркетинга, как и PR.

2

Сегодня, в отличие от начала нулевых, в моде считать эффективность коммуникаций: количество лидов, переходов на сайт, вовлеченность пользователей соцсетей, отдачу на каждый рубль, вложенный в маркетинг и рекламу (и PR, как часть маркетинга, естественно). И эффективность PR тоже можно посчитать, если понимать под PR набор определенных действий, приводящих к получению компанией финансового результата (варьируется в различных компаниях и должен быть заложен в KPI руководителя по коммуникациям).

3

Пиарщик сегодня должен быть не только креативным малым, который может за полчаса смастерить пресс-релиз и согласовать его с гендиректором. Или взять в руки фотоаппарат и качественно отснять протокольное мероприятие, если фотограф вдруг проспал мероприятие. Конечно, многостаночность никуда не делать и в небольших компаниях всем этим занимаются «PR-директора». При этом пиарщики, вне зависимости от размера бизнеса, сейчас должны думать категориями технократов, анализируя необходимость каждого действия и выделяя приоритеты исходя из реальных целей фирмы. Иными словами, время свадебных генералов PR постепенно проходит, но их еще долго можно будет встретить на известных конференциях.

4

Зарплаты пиарщиков все меньше зависят от послужного списка. Да, с этим можно не согласиться (сейчас это пока не столь очевидно). Однако в быстро меняющейся среде опыт, полученный пять лет назад, может быть совершенно не применим к текущим реалиям. В цене умение быстро и правильно реагировать на ситуацию, желательно – позитивно влияя на денежный поток компании.

5

Пандемия показала, что практически все задачи бэк-офиса, включая PR, можно выполнять дистанционно. Отчасти это усложнило жизнь пиарщикам – ведь теперь недостаточно сидеть с умным лицом на совещании или выполнять срочное поручение шефа по покупке подарка для его старого друга. Надо ПОКАЗЫВАТЬ РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Это основополагающие слова, характеризующие профессию PR-специалист на сегодняшний день.

С праздником, джедаи PR! Да пребудет с вами Сила!

С уважением,
Леонид Хомерики,
основатель коммуникационного агентства PR Company